Все о беременности и рождении малыша
Умение говорить, то, что думаешь, очень важно для социализации личности. Можно сказать, что во многом умение говорить делает человека-человеком и позволяет достигнуть «высот» в разных сферах жизни. Именно поэтому родители стремятся научить своего ребёнка разговаривать, как только он начал издавать слоги и отдельные буквы.
Для того, чтоб освоить речь, ребёнок проходит несколько стадий её развития. Сейчас мы их перечислим:
Примерно к году ребёнок имеет в запасе от 2 до 10 слого-слов, например, папа, топ-топ, ням-ням, ав-ав и т.п. А дальше ребёнок очень быстро начинает пополнять свой словарный запас всеми словами, которые он слышит. Некоторые он сразу произнести не может, но они откладываются в памяти, и в самый неожиданный момент…произносятся. А родители все стоят, такие в шоке, не понимая, откуда малыш взял это слово, особенно если оно неприличное. Бывают такие дни, когда за несколько часов можно разучить с ребёнком несколько простых слов. Но что бы это произошло, надо всё время разговаривать с ребёнком, проговаривая даже свои действия. Иногда это надоедает, но по-другому, если не говорить с ребёнком, то он очень мало и плохо будет разговаривать, а связная речь появится никак не раньше 3, а, то и 4 лет. Если разговаривать с ребёнком, то с 1,5 лет он станет говорить простые предложения, типа: кисы, ма (значит, нет), мама, пи (значит, привет) и т.п. сочетания слов. Когда ребёнку исполнится 2 года, он вполне может начать говорить складно, правильно склонять слова, сочетать выражения с предлогами и т.п. вещи. И это будет норма. Но если смотреть с точки зрения педиатров, то они утверждают, что в норме, речь ребёнка может стать понятной только с 4 лет.
Учась изъясняться словами, ребенок, прежде всего, начинает описывать предметы окружающего мира и пытается установить между ними какое-то взаимодействие. А это значит, что сначала он научится произносить упрощённые существительные; затем упрощённые обозначения действий (ням-ням, пи-пить, пи-пи); далее указывающие местоимения (тето, это, туда); после действия в глаголах; и уже в конце характеристики предметов (описание цвета, размера или ещё какого-нибудь качества – колюсий (колючий)). После 2 летнего возраста ребёнок начинает говорить «Я», «Он» и т.п. местоимения, малыш так же способен передать некоторые свои ощущения (больно, вава, горячо и т.п.). Примерно к 2,5 годам ребёнок может охарактеризовать себя, например, «я-злой» и т.п. выражения. Когда ребёнок словами сможет охарактеризовать, считается, что он уже личность. К 3 годам дети могут рассуждать о простых вещах и привносить это в речь, например, «это хорошо» и т.д. А также он может попытаться объяснить, по-своему, конечно, почему это всё же плохо. Не требуйте слишком многого от ребёнка в этом возрасте, придёт время, и всё станет таким, как положено.
Если ребёнком заниматься, хотя бы в пол силы, то к 2 годам, пусть ещё не совсем хорошо, но ребёнок может донести до родителей свои мысли. Но, хвала Богам, многие родители занимаются своим ребёнком в полную силу, чем учат ребёнка говорить, расти и развиваться на этом поприще, вставая постепенно, на более высокую ступень развития.
А теперь о самом главном вопросе нашей темы. Те родители, которым их ребёнок важен, наверняка найдут полезное для себя, в перечисленных нами рекомендациях.
Говорите с ребёнком как можно чаще, с самого рождения. Пусть он не понимает сказанных слов, но он слышит вашу интонацию, и накапливает в своём «компьютере» мозга, словарный запас. Разговаривая с малышом, вы делаете ему большую услугу, вы вкладываете в него те знания, которые помогут ребёнку начать говорить как можно раньше. Так детей воспитывают в Японии, поэтому они начинают говорить раньше твёрдого стояния на своих ногах. Почему бы Российским семьям не взять этот совет на вооружение?
Не применяйте соски-пустышки. Учёными были получены данные, что дети, сосущие соски по несколько часов в сутки, гораздо позже начинают говорить. Да к тому же у сосущих соски детей, зачастую прикус неправильный артикуляция нарушена.
Не сюсюкайте. Сюсюкая, вы никоим образом не развиваете разговор детей. И даже если ребёнок настырно продолжает называть черепаху – пахой. От родителей он должен слышать только правильное произношение. Иначе малыш запомнит ваш коверканный вариант, и из-за этого его придётся переучивать, вполне возможно, логопедам.
В развитии речи ребёнка очень хорошо помогает развитие мелкой моторики пальцев. Так как в головном мозге, центры владения движения и разговора находятся очень близко друг с другом. А это значит, что развивая моторику, вы развиваете речь ребёнка. Играйте в пальчиковые игры, давайте ребёнку мелкие игрушки в руки, конечно под наблюдением вас, пусть рисует, переливает воду и т.п. действия.
Поощряйте познавательные процессы малыша. Как это делается? Да очень просто. В возрасте от 1,7 месяца малыш начинает приносить вам книжки, картинки, игрушки, которые найдёт, и…тыкать в них пальцами. Это значит, что он просит назвать, что это. Возьмите себя в руки и говорите малышу то, что ему интересно. Это очень важно, чтоб малыш умел соотносить изображения с словами. В дальнейшем это повлияет на развитие мыслительной деятельности.
Читайте малышу книги (особенно в стихотворной форме, с яркими картинками), пойте им песни. Это тоже очень важно. Так, малыш пополняет свой словарный запас и учится воспринимать информацию на слух. Попробуйте заметить, для интереса, с какого возраста кроха заинтересовался книгами, в смысле чтения, а не затем, чтоб порвать.
Обязательно объясняйте крошке значения новых слов, постараясь употреблять для этой цели простые слова, которые уже знает малыш. Не надо сразу нагружать его кучей новых слов, пусть для начала освоит старые, сможет ими изъясняться, а уж потом, вводите новые.
Дабы научить ребёнка общению, задавайте ему больше вопросов, пусть учится отвечать на них, проще говоря, вовлекайте кроху в диалог.
Вот мы и дали основные рекомендации для того, чтоб научить ребёнка разговаривать. Применяйте их, и у вас всё получится. Не переживайте, если что-то не получается сразу, придёт время, и всё получится. А материнское сердце всегда вам поможет. Удачи в развитии речи у вашего ребёнка.