Все о беременности и рождении малыша
Многие родители готовы с утра до вечера заниматься с крохой: показывать малышу буквы и цифры, рассматривать с ним книжки. Развитие ребенка, конечно, нужно, но не перегибая палку. Для этого создайте дома развивающую среду. Тогда у вас буквально минуты не пропадет даром, но при этом ребенок будет учиться именно тому, чему он готов научиться в данный момент он освоит самые нужные навыки и как раз тогда, когда к этому готов.
Термин придумала педагогог Мария Монтессори, которая так ратовала за развивающую среду для малышей, в которой им все будет доступно и все под силу.
Право на уважение
Продумайте все до мелочей. Прежде всего, крохе должно быть комфортно. У него должны быть свои стульчик И столик по росту. Если малыш умывается над раковиной, позаботьтесь о том, чтобы он мог дотянуться и до зубной щетки, и до мыла, и до полотенца, даже если кран вы пока открываете сами. Карандаши и детские книжки тоже должны быть доступны крохе все время. Как и самые разные игрушки: пусть ребенок сим их достает и убирает на место. Лишние шкафчики, куда малышу не стоит залезать, лучше закрыть, а хрупкие вещи и медикаменты спрятать подальше.
Методика Монтессори
Безопасность. Прикиньте, где малыша в доме подстерегают возможные источники опасности, и подумайте, как их устранить. В остальном ребенок должен быть максимально свободен, ему следует знать, что его инициативы поддерживаются. Нельзя же ждать поминутно окрика „нельзя“, „не тронь”.
Самостоятельность. Попробуйте давать ребенку возможность делать все то, что может сделать взрослый, по уходу за собой, по обучению и развлечению.
Любознательность. Вы постоянно должны предоставлять малышу стимулы для развития. Думаете, для этого каждый день нужны новые игрушки? На самом деле дети гораздо охотнее возятся с настоящими предметами. Посмотрите, что из безопасных принадлежностей можно дать ребенку. Почти наверняка каждый день найдется множество вариантов: кошелек, пустая мытая бутылка из-под шампуня ища вымытая бутылка из-под минералки. ложки-поварешки, деревянные сувениры-массажеры и так далее! Обычная полиэтиленовая крышка для банки станет и тарелочкой, и лодкой, и кроваткой для пупса. .. Всего и не перечислишь.
Для самых маленьких
Пространство младенца в большинстве случаев - его колыбель и (на краткое время) пеленальный столик. Пройдет совсем немного времени, и кроха с восторгом выйдет из своей кроватки на „безграничный“ простор пола... А пока он осваивает свой маленький островок. Как сделать эту среду развивающей?
К бортикам кроватки можно прикрепить различные изображения. Ученые утверждают, что лучше всего для малышей подходят контрастные черно-белые изображения типа шахматной доски.
У грудничков любимый объект для разглядывания - человеческие лица. Подыщите или нарисуйте картинки с изображением лиц людей. Лицо на картинке должно примерно совпадать по размеру с личиком вашего отпрыска.
Также иногда можно вывешивать и другие изображения: черные круги, квадраты, спирали, линии. Это поможет малышу научиться быстрее концентрировать взгляд. Имейте в виду, что такие пособия являются для крохи немалой интеллектуальной нагрузкой, поэтому после „сеанса” рассматривания на время снимайте и убирайте их.
Некоторые психологи рекомендуют повесить над пеленальным столиком воздушный шарик, который можно трогать рукой, чтобы он раскачивался: младенец будет с удовольствием за ним следить.
Детям чуть постарше подойдут готовые или самодельные коврики, которые можно укрепить на бортике кровати. Там есть небьющееся зеркальце, шуршащие и звенящие элементы, материалы разных фактур. Малыш может уже дотянуться до коврика И с пользой провести время, двигая элемент по ленточке вправо и влево (вверх или вниз), пытаясь ‚‚добыть” звук, а также изумляясь собственному отражению в зеркале.
Над коляской и над кроваткой обычно вешают подвески-мобили. Возможно, сначала малыш совсем случайно попадет по такой подвеске ручкой или ножкой, но звук непременно привлечет его внимание, И он станет повторять свои движения снова И снова. Имейте в виду, что постоянное расположение подвески на таком уровне, на котором до нее может дотянуться ребенок, вредно для маленьких глаз, поэтому после очередной игры снимайте и убирайте мобиль.
Лучше, если игрушки, которые вы покупаете для своего чада, будет иметь детали, разные на ощупь. Пусть они издают различные звуки: погремушки гремят тише или громче, бубенчики - звенят… Давайте малышу возможность услышать звуки музыкальных инструментов, на пример, таких как детский барабан, ксилофон, металлофон.
Давайте ребенку слушать классическую музыку и детские песенки. Постарайтесь сделать так, чтобы бубнящие радио и телевизор не стали привычным фоном для ребенка, это очень вредно.
Если в комнате звучат детские песенки, будет здорово, если мама начнет подпевать. Классическая музыка, как утверждают ученые, способствует гармоничному развитию человека, поэтому ее тоже можно включать - но дозированно, стараясь подобрать произведения, легкие по настроению и восприятию. Кстати, профессиональные музыканты очень неоднозначно относятся к специальным адаптациям знаменитых классических мелодий для младенцев (такие диски легко найти в продаже). Считается, что в таких адаптациях сильно, порой до неузнаваемости, искажается замысел композитора, а значит их польза более чем сомнительна.
Детская - целый мир
Неплохо, если у крохи с самого начала будет свой „домик”. Это может быть и по купной домик или палатка, или просто свое уединенное место где-нибудь - например, под столом.
Малышу с самого раннего возраста можно участвовать в работе по дому: помыть губкой раковину, помочь разгрузить покупки, подметать и пылесосить, вытирать пыль.
Осваиваем дом
В ванной зеркало должно быть расположено на уровне глаз ребенка. Пусть расческа и зубная щетка, полотенце и мыло будут под рукой. Скорее всего, придется приставлять к раковине скамеечку.
Полки для книг и игрушек расположите на уровне глаз ребенка. Неплохо, если малыш сможет достать их, поиграть ими на своем коврике и затем убрать на место.
Подумайте, какие плакаты вы разместите на стенах (напомним, что они должны находиться на уровне глаз ребенка): картины природы, портреты сказочных персонажей? Возможно, алфавит: цифры или календарь наблюдения за природными условиями.